Ликбез
«Какой русский не любит быстрой езды?» – вопрошает гений Гоголя через столетия. Первым практическим ответом было появление на американских дорогах полицейских радаров в 1947 г. Не прошло и десятилетия, как стали изобретать радар-детекторы для борьбы с ними, а в 1961 г. было продано уже 25 тысяч «Radar Sentry» – первых компактных и практичных приборов, питавшихся от пары пальчиковых батареек. Вскоре, их использование попало под запрет в ряде штатов.
Принцип действия радара основан на излучении радиоволн и регистрации их отражений от объектов – что и отражено в английской аббревиатуре RAdio Detection And Ranging. Полицейский радар измеряет скоростьсравнивая частоты излученного и отраженного от автомобиля сигналов.
Радар-детектор представляет собой специализированный радиоприемник, настроенный на определенные диапазоны частот: X-диапазон 10525 ± 25MHz (в настоящее время устарел, но по прежнему используется в Белоруссии и на Украине радаром «Сокол-М»), K-диапазон 24150 MHz ± 100 MHz (все радары в России), а также Ka и Ku диапазоны, которые у нас не встречаются. Диапазон Ultra-X означают поддержку прибором импульсной работы (когда общее излучение радара сильно ослаблено). Радар-детекторы оснащены микропроцессорами для обработки сигнала, и качество фильтрации помех сильно зависит как от его производительности, так и используемых алгоритмов.
Антирадары – это активные устройства постановки радиопомех, запрещенные во всем мире. Собственно, это название незаслуженно употребляется и в отношении радар-детекторов, хотя последние тоже немного излучают, т.к. содержат маломощный генератор электрических колебаний, применяемый для преобразования частот сигнала. Плохо настроенные радар-детекторы могут реагировать на своих «собратьев» в соседних автомобилях или другие источники помех, например детекторы раздвижных дверей на автозаправках.
Откуда берутся помехи и почему полицейские радары, казалось бы работающие в одном диапазоне, с разной эффективностью опознаются детекторами? Дело в том, что радары имеют индивидуальный «почерк» излучения, с разной длиной импульса и интервалами между ними, к примеру к появлению «Стрелки» не оказались готовы детекторы ни одного производителя, т.к. она использует сверхкороткие импульсы длиной 30нс. Это снижает как общий уровень излучения, так и накладывает жесткие требования к производительности сигнального процессора детектора, который по заложенному алгоритму пытается отфильтровать весь «мусор» в эфире: излучения электромоторов и генераторов, раций, сотовых, переотражений сигналов от плотной городской застройки и т.п.
Именно поэтому все радар-детекторы оснащены минимум двумя режимами: максимальной чувствительности («трасса») и помехоустойчивости («город»). Так как частые ложные срабатывания снижают психологическую готовность, то некоторые производители пошли ещё дальше: ввели режим Город 2, со строго ограниченными срабатываниями (как правило только на радары «Стрелка», «ROBOT» и т.п.) и Город 3, где детектор, используя GPS (спутниковую систему определения координат) предупреждает только о приближении к точке, «зашитой» в базе данных радаров. Значит, у таких детекторов надо будет обновлять базу, подключив устройство к компьютеру.
Сейчас используются различные типы полицейских приборов для контроля скорости: радары, лидары и видео-системы измерения средней скорости.
Наиболее популярные мобильные радары на треногах это «Крис» и «Арена», а стационарные – знаменитые «Стрелки».
Лидары – это дальномеры оптического диапазона (длина волны лазера 800-1100 нм), устанавливающие скорость по серии замеров расстояния до движущегося автомобиля. Их особенность в мгновенном срабатывании, и радар-детектор сможет предупредить лишь поймав отражение лазера от облучения впереди идущей машины. На вооружении ГАИ стоят немного приборов «ЛИСД2» и совсем мало экземпляров «Аматы», что объясняется их высокой ценой.
Расчет средней скорости на основе обработки данных с видеокамер, висящих на некоторой дистанции одна за другой, делается сравнением времени проезда начала и конца участка. Система «Автодория» с «нулевым» излучением – казанской разработки, впервые стала внедряться там же, весной 2013 г. Совладать с ней смогут лишь те радар-детекторы, что оснащены GPS и свежей базой данных, выдавая предупреждения при приближении к камерам.
Таким образом, выбор радар-детектора диктуется прежде всего районом использования: для мегаполисов нужны устройства с надежным обнаружением «Стрелки» и, желательно, с базой GPS; для глубинки подойдут устройства хорошей чувствительности и умеренной помехоустойчивости, что определяет их более низкую стоимость. Универсальные детекторы, конечно, самые дорогие, и мы постарались собрать в тесте представителей каждой группы.
Последнее повышение штрафа за превышение скорости более чем на 20 км/ч до 500р, делает покупку устройства экономически целесообразным. Так как, камеры часто устанавливают перед аварийно-опасными участками дорог, использование радар-детекторов должно положительно сказаться на безопасности. Однако, перед заграничными вояжами, следует проверить, не запрещает ли эксплуатацию радар-детекторов национальное законодательство этой страны. К слову, в некоторых странах, например Финляндии и Франции, Вы будете подвергнуты драконовскому штрафу с конфискацией, за сам факт наличия устройства в автомобиле!
Как и любой прибор, они требует определенных правил эксплуатации: их недопустимо оставлять на солнцепеке в закрытом автомобиле или напротив вентиляционных отверстий работающей печки. Желательно не экранировать установкой других устройств или металлизированной пленкой тонированных стекол. И помнить, что никакой радар-детектор не станет панацеей от радаров скорости, чья установка и регулировка весьма широко варьируется в условиях реальной дороги.